Глава 2. «КОГНИТИВНЫЙ ПОВОРОТ» В ТЕРАПИИ ПОВЕДЕНИЯ

Довольно скоро, практически в момент возникновения теории оперантного обусловливания, стала очевидной ее ограниченность. Жизнь человека действительно кое-чем отличается от жизни животных. Человек живет в группах и не свободен от влияния этих групп. Человек использует речь для общения с другими людьми, в измененной форме использует речь при планировании и осуществлении собственных действий. Человек с использованием речи способен сам создавать для себя подкрепления, сам же может себя и наказать. Речь и иные когнитивные процессы невозможно отделить от сложного процесса регуляции поведения. Факты социального влияния в существенной мере опосредуют психическое здоровье и благополучие.

Конечно, и без учета этих очевидных фактов возможны достаточно эффективные психотерапевтические мероприятия. Но их эффективность возрастает, если психотерапия осуществляется с учетом более сложных и комплексных, чем прямое влияние последствий на повторяемость поведения, процессов.

С течением времени на смену (а точнее - в дополнение и развитие) ортодоксальному бихевиоризму Скиннера пришли социальные и когнитивные теории научения, в которых психологи обратили внимание на факты внутренней жизни человека, так или иначе связанные с когнитивными (познавательными) процессами. В теорию и практику поведенческой психотерапии прочно вошли теории социального научения и обучения на моделях, что нашло свое выражение в многочисленных практических нововведениях и даже привело к возникновению целых направлений в психотерапии - когнитивно-поведенческой и рационально-эмоциональной терапии.

Исследователи пришли к выводу, что помимо внешних условий, внутренние состояния тоже могут многое дать для объяснения и предсказания поведения человека. В литературе начали широко использовать термин когнитивная терапия поведения, который стал символизировать интеграционные тенденции в развитии психологии поведения.

На основе концепта когнитивной терапии поведения появились новые когнитивные объяснительные модели, в которых особо подчеркивалось значение когнитивных процессов и структур в регуляции поведения и поведенческих нарушений.