ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ

Важнейшая задача занятия: На этом занятии речь пойдет об умении воспринимать и подробно описывать собственные чувства, причем высказываться будут как чувства, переживаемые в этот момент, так и пережитые в прошлом. Одновременно будет тренироваться навык проникновения в чувства партнера с помощью слушания, повторения и переспрашивания.

Оборудование:

  • Магнитофон или диктофон, кассеты, микрофон.
  • Видеоаппаратура.
  • Игровые карточки (10-15 шт.)
  • Инструкция к вводной ролевой игре.
  • Общие указания.
  • Контракт.
  • Правила коммуникации: "Проявлять чувствами".
  • Протокол наблюдения.

1.1 Структура занятия

"Не будем с самого начала пускаться в пространные рассуждения о смысле тренинга, начнем лучше сразу с первого упражнения. Структуру тренинга и способы работы мы объясним и обсудим позже на примере первого упражнения."

1.2 Коммуникационное упражнение: "Проявлять чувства"

1.2.1 Вводная ролевая игра

(Эта игра может быть записана на видеопленку и служить своего рода тестом успешности поведения).

Раздают инструкции к ролевой игре (см. прил.)

Пояснение: "Попытайтесь в рамках инструкции разыграть реальный для Вас конфликт. Затем мы его обсудим."

Определяют, кто играет "А", кто "Б". Оговаривают ситуацию и конфликт. В случае, если возникают вопросы, поясняют, что ролевую игру можно будет посмотреть после окончания упражнения. Проводится ролевая игра.

1.2.2 Введение в упражнение

"Упражнение состоит в том, чтобы сообщить партнеру, какие у Вас вызвало чувства его поведение в ролевой игре. Ваши чувства должны быть увязаны с конкретными образцами поведения партнера."

1.2.3 Пояснение правил игры

"Один из партнеров начинает, другой должен сначала хорошо все выслушать. Тому, кто начинает, нужно сосредоточиться на ситуации, вслушаться в себя и сказать, какие чувства у него вызвало поведение партнера, сказать, например, что он почувствовал себя неуверенно, или что он разозлился, или что-либо подобное. Я буду помогать. Далее, он должен попытаться уточнить и в деталях описать свои чувства. В заключении задача второго партнера состоит в том, чтобы подобным же образом выразить свои чувства."

1.2.4 Ход упражнения

Определяют, кто начинает.

А выражает чувства, Б слушает.

А повторяет чувства в уточненной форме, Б выслушивает.

Смена ролей.

1.2.5 Интервенции

а) общие интервенции (важны для любого упражнения):

во время упражнения: - следить за соблюдением правил;

- подсказывать;

- краткое подкрепление;

- побуждать к повторению;

- вкратце предлагать варианты поведения;

- следить за контактом глаз.

после упражнения:

- дифференцированное подкрепление;

- подкрепление соблюдения Правил;

- пояснение Правил коммуникации;

- предложение позитивных вариантов поведения.

б) для этого упражнения:

во время упражнения:

- подкрепляются (например, кивком головы,) любые проявления чувств;

- инструкции, подсказки ("Ты сможешь яснее выразить свои чувства, если ты ...");

- требовать обращаться непосредственно к партнеру ("Нужно говорить о своих чувствах партнеру, а не терапевту ...")

после упражнения:

- дифференцированное подкрепление прямого выражения чувств с использованием местоимения "Я", конкретного описания их причин;

- вмешиваться не слишком часто, говорить кратко, чтобы не помешать сконцентрироваться на чувствах.

1.3 Общие указания

Раздать "Общие указания ..." (см.Прил. 1), дать их прочесть. Ответить на возникшие вопросы и обсудить неясности. Можно также пояснить, каким образом можно использовать опыт, полученный при проведении первого упражнения в последующих тренинговых заданиях.

1.4 Контракт

Раздать "Контракт на терапию"(см.Прил. 2) и дать возможность его прочесть. Пояснение: "В контракте записано, чего мы - тренеры - в рамках этого тренинга ожидаем от вас, и что сами будем делать".

Отвечают на вопросы и устраняют неясности. В любом случае настаивают на том, что контракт должен быть заполнен. Каждый подписавшийся получает по одному экземпляру: один получает тренер, и один - пара.

1.5 Коммуникационное упражнение: "Проявлять радость"

Техника "открытого выражения чувств", безразлично, позитивных (которые хочется испытывать как можно дольше) или негативных (от которых хочется как можно быстрее избавиться) не нова для терапии поведения. Практически в любой тренинговой программе улучшения межличностных отношений сейчас включается блок "открытого выражения чувств". Чаще всего тренируют следующую последовательность действий: 1) назвать , кто именно испытывает чувство (т.е. использовать местоимение "Я", "Мне"); 2) назвать чувство "по имени"; 3) описать четко и конкретно события или поведение, которое вызвало чувство. "Нулевым этапом" открытого выражения чувств может быть объективное описание ситуации. Открытому выражению чувств противостоит т.н. "баръеры общения" (Т.Гордон): оскорбления, приказы, вопросы, на которые невозможно отвечать, ложные аргументации, обобщения, переход на личности, ирония, угрозы, обвинения, упреки, оценки и т.д. (Прим. переводчика) ) Вообще говоря, карточки можно заменить фишками, мелкими монетками, спичками, конфетами. (Прим. переводчика).

1.5.1 Введение в упражнение

"Это упражнение научит нас проявлять радость по отношению к партнеру. Попробуйте сначала вспомнить, чем Вас в течение последней недели обрадовал партнер. Важно при этом не то, что было из ряда вон выходящим, а какое-либо конкретное поведение партнера, которое Вас обрадовало."

1.5.2 Пояснение правил игры

Раздать "Правила коммуникации: Выражение чувств" (см.Прил.III) и дать возможность их прочесть.

Пояснение: "Этот листок содержит то, что, по нашему мнению, важно при выражении чувств, и за чем нужно особенно следить. При проведении тренинга мы будем ссылаться на отдельные пункты Правил, если это будет необходимо. Частично мы тренировали это в первом упражнении."

Приводят примеры.

"На следующих занятиях вы тоже получите специальные листки, которые будут иметь отношение к содержанию занятий."

Отвечают на вопросы и устраняют неясности, однако, не вступают в долгие дискуссии о смысле и цели этих правил. Предлагают сначала в упражнении накопить опыт их использования.

Пояснение процесса: "Лучше всего, если сейчас начнет другой, не тот, кто в предыдущем упражнении. Ему дается 5 минут, чтобы сообщить партнеру, чем тот его порадовал на последней неделе. Партнер должен хорошо выслушать, и каждый раз, когда он понял какую-либо мысль, передать первому игровую карточку ). Эти карточки нужны для того, чтобы быстро и не прерывая партнера, сообщить ему, что он понят. Затем тот, кто слушал, повторяет слова первого. Первый подтверждает или уточняет пересказ. В заключении слушавший получает возможность высказать свою точку зрения на высказывания партнера, то есть он должен переспросить, если ему что-либо не ясно, и описать, какие чувства у него вызвали высказывания партнера. Наконец, партнеры меняются ролями.

1.5.3 Ход упражнения

Определяют, кто начинает.

А около 5 минут говорит о своей радости, Б слушает, выдает игровые карточки.

Б повторяет слова А.

А внимательно слушает, подтверждает или уточняет пересказ и отдает игровые карточки назад.

Б высказывает свое мнение по поводу слов А, т.е. он выражает свои собственные чувства

Смена ролей.

1.5.4 Интервенции

а) Общие интервенции: см. 1.2.5 а)

б) для этого упражнения:

во время упражнения:

- в случае возможных проблем со сменой карточек: еще раз точно поясняют их функцию и следят за тем, чтобы их передавали непосредственно партнеру, а не разбрасывали тут и там по столу. после упражнения:

- дифференцированная, ориентированная на Правила коммуникации, обратная связь.

1.6 Вспышка

Вспышка - это обсуждение занятия, которое содержит следующие элементы: сообщение о пережитых чувствах, описание полученного опыта, критика занятия, тренера и предложения по улучшению тренинга.

Пояснение: " В конце каждого занятия мы будем проводить короткую беседу, в которой вы должны описать, как вы чувствуете себя в настоящий момент, что вы получили от этого занятия. Мы это называем "Вспышкой".

В случае неудовлетворенности результатами или процессом тренинга: Тренер не оправдывается, а указывает на ценность этого упражнения в рамках тренинга в целом. Более сложные упражнения еще будут, тренировка простых форм поведения, наподобие выражения чувств, служат предпосылкой для выполнения более сложных упражнений. Если у партнеров при выполнении упражнения нет никаких проблем: Тем лучше!

1.7 Домашнее задание

К следующему занятию нужно выполнить две задачи:

- ежедневно заполнять протокол наблюдений;

- провести разговор, который должен пройти в той же форме, что и упражнение "Выражение чувств".

Пояснение: (Раздаются Протоколы наблюдений): "Эти листки нужно использовать для того, что мы уже начали во время занятия: Замечать в партнере позитивное, возможно, обнаруживать что-либо новое. Вы можете сами выбрать, когда вам заполнять этот протокол, но вы должны это делать минимум один раз в день. Пишите все, что вам нравится в партнере, если одного листа недостаточно, то продолжайте на новом. Пишите отдельно друг от друга. В конце недели поговорите об этом, проведите этот разговор так, как мы это сегодня делали."

Бланка протокола наблюдений нет в тексте немецкого издания. Речь, по-видимому, идет об обычных листках бумаги с фирменным знаком соответствующего тренингового центра (Прим. переводчика).

Еще раз напоминают о ходе упражнения. " С помощью этого листа в беседе поделитесь с партнером, что в его поведении вас радует. Не читайте при этом с листа, лучше снова сформулируйте свои чувства. Разговор должен длиться примерно пол часа. Это упражнение мы обсудим на следующей встрече, поэтому принесите, пожалуйста, эти листки с собой."

Важно: Всем должно стать ясно, что это упражнение очень важно, нужно также договориться о месте и времени следующей встречи.

Cитуация вводной ролевой игры (к п. 1.2.1)

Пожалуйста, представьте себе следующую ситуацию:

Партнер "А" очень старался доставить радость другому (приготовил его любимое блюдо, купил билеты в театр, подготовил ужин для двоих или т.п.)

У партнера "Б" в этот день было очень много неприятностей на работе. Кроме того, "Б" никак не мог влезть в транспорт и пришел немного позже, чем ожидалось. "Б" не звонил "А", поскольку поблизости не было телефона и поэтому он ничего не знает о планах партнера. "А" обижен и разозлен. "Б" раздражен, очень устал после трудного дня и дороги домой.

Попытайтесь понять партнера и разыграть ситуацию. Выражайте свои чувства и попытайтесь найти удовлетворительное решение конфликта. Начните с того момента, когда "Б" подходит к дверям.

Игра должна длиться от трех до пяти минут.