Важнейшая задача занятия:
На этом занятии речь пойдет о том, чтобы осознать неприятные чувства по отношению к партнеру и соответствующим образом сообщить об этих чувствах. Одновременно будут тренироваться следующие способы реагирования на чувства партнера: понимание чувств партнера и выражение собственных чувств, вызванных высказываниями партнера.
Оборудование:
- Магнитофон или диктофон, кассеты, микрофон.
- Карточки для игры (10-15).
- Правила коммуникации: Восприятие и понимание чувств других.
2.1 Обсуждение домашнего задания
Сначала спрашивают о том опыте, который был получен при выполнении домашнего задания и хвалят, если оно вообще было выполнено. Спрашивают о Протоколах наблюдений и говорят, что такой же бланк нужно будет заполнить и к следующему занятию.
Вкратце обсуждают организационные трудности (например, участники забыли о правилах коммуникаций) и определяют критические пункты, чтобы суметь устранить их в будущих упражнениях. На содержательных трудностях, по возможности, не останавливаются, а просто ссылаются на упражнение "Выражение злости". Если задание не было выполнено, то спрашивают, что конкретно помешало его выполнению и вместе с клиентами обдумывают, как можно устранить эти трудности. Ни в коем случае не начинают долгих дискуссий о смысле и цели домашнего задания. Упоминают только, что домашнее задание необходимо, поскольку тренинговое занятие очень непродолжительно. Трудности при выполнении домашнего задания должны быть устранены в принципе.
Если затруднения не устранены, то предлагают: "Попытайтесь сделать все еще раз точно также, как мы об этом говорили. Если что-то не будет получаться, то запомните точно, что именно, и мы поговорим об этом на следующем занятии."
2.2 Структура занятия
"На этом занятии речь пойдет о чувствах, однако, не о радости, а о чувстве гнева, злости.
Сначала мы будем тренироваться в восприятии и выражении злости. Во втором упражнении мы попробуем научиться, каким образом можно реагировать на чувства других. В последнем упражнении мы будем учиться вести разговор о чувствах партнера."
2.3 Коммуникационное упражнение: "Выражение злости 1"
Важной характеристикой социально компетентного поведения признается способность к адекватному выражению негативных чувств. В этом и последующих упражнениях вместо "Барьеров общения" тренер должен дать клиентам иные, более эффективные способы общения, способы поведения. Не только злость, но и любое другое негативное чувство, если мы заинтересованы в развитии личностных отношений с партнером, заслуживает того, чтобы быть выраженным в открытой форме. Открытое выражение негативных чувств имеет позитивные последствия, если чувство увязывается с конкретными образцами поведения партнера, если партнеру понятно, что конкретно в его поведении злит, раздражает, обижает значимого для него другого (Прим. переводчика).
2.3.1 Введение в упражнение
"В этом упражнении каждый участник сообщает другому об испытываемой им "злости", об образцах поведения партнера, которые в ходе последней недели доставили ему неприятные переживания. Для нас неважно, были ли это очень серьезные события или досадные мелочи."
2.3.2 Пояснение правил игры
"Выражая злость, нужно следить за следующими моментами:
Каждый партнер должен иметь возможность говорить о своей злости, то есть каждый должен разрешить другому говорить о своих чувствах (в том числе - и неприятных). Нужно уметь понять, что другой чем-то разозлен. Проявления злости всегда односторонни, что несправедливо по отношению к партнеру. Несмотря на это, конечно же, желательно говорить о своей злости, чтобы затем иметь возможность поговорить о ее причинах. Это лучше, чем пытаться скрыть свою злость, которая все равно рано или поздно даст о себе знать.
Упражнение проводится следующим образом: Партнер описывает образцы поведения, которые в ходе последней недели его разозлили; он описывает свою злость так подробно, насколько это только возможно. Другой внимательно слушает и затем повторяет услышанное. Первый подтверждает пересказ, и, если это необходимо, уточняет услышанное. Второй описывает чувства, которые у него вызвал рассказ о злости.
Попытайтесь, пожалуйста, использовать рекомендации Правил коммуникации "Выражение чувств"."
2.3.3 Ход упражнения
- Определяют, кто начинает.
- А выражает злость (по отношению к поведению партнера), Б слушает.
- Б повторяет слова А, А внимательно слушает.
- А подтверждает пересказ или уточняет его.
- Б говорит о своих чувствах, вызванных словами А.
- Смена ролей.
2.3.4 Интервенции
а) Общие интервенции: см. 1.1.5 а)
б) для этого упражнения: во время упражнения:
- если вообще не выражают никакой злости, то вспоминают о последних 14 днях или используют незаконченные предложения: "Иногда ты меня очень злишь тем, что ..."
"Одна вещь в тебе меня очень злит ..."
- важно также указать на различие между содержательными аспектами и плоскостью взаимоотношений (т.е., что говорится и как говорится).
- подкрепление и подсказки с использованием следующих правил:
- злость выражается как субъективно переживаемое чувство;
- злость выражается со своей точки зрения;
- не используются упреки и обвинения;
- описывается конкретное поведение, имеющее отношение к злости; никаких нападок на личность партнера;
- не нужно долгих извинений.
после упражнения:
- подвести итоги, еще раз сослаться на правила, прояснившиеся во время выполнения упражнения;
- дифференцированная и подробная обратная связь по поводу выполнения упражнения с использованием этих правил.
2.4 Коммуникационное упражнение: "Выражение злости 2"
2.4.1 Введение в упражнение
"В следующем упражнении речь опять пойдет о злости. Последовательность будет той же, что и в упражнении "Выражение радости", которое мы выполняли на прошлом занятии. В дополнение к этому нужно научиться способу обращения с партнером, выражающим злость."
2.4.2 Пояснение правил игры
Раздают Правила коммуникации: "Восприятие и понимание чувств других" (см.Прил. 4); дают возможность их прочитать.
Пояснение: "Часть правил, которые записаны на этом листке, мы уже использовали в предшествовавших упражнениях, например: "внимательно слушать" и "повторять своими словами". Здесь есть и совершенно новый пункт: "Замечать чувства"."
Поясняют, что под этим имеется в виду, - может быть, на примере этого занятия.
"Упражнение выполняется следующим образом: Каждый получает возможность около 5 минут говорить о своей злости по отношению к партнеру. Суть не в том, чтобы говорить очень много. Постарайтесь вернуться в мыслях к событиям прошлой недели.
Упражнение в целом нужно выполнять точно также, как мы выполняли упражнение "Выражение радости" на прошлом занятии. Для этого я снова дам вам игровые карточки" (Можно еще раз повторить инструкцию - см. п. 1.5)
2.4.3 Ход упражнения
- Определяют, кто начинает.
- А около 5 минут говорит о своей злости, Б слушает, дает игровые карточки.
- Б повторяет слова А, А внимательно слушает и отдает карточки назад.
- А подтверждает или уточняет пересказ.
- Б выражает свои чувства по поводу слов А.
- Смена ролей.
2.4.4 Интервенции
а) общие интервенции: см. п. 1.2.5 а) б) см. п. 2.3.4
б) дополнительно во время и после упражнения: - дифференцированное подкрепление выполнения Правил коммуникации: "Восприятие и понимание чувств других"
2.5 Коммуникационное упражнение: "Выражение злости III"
2.5.1 Введение в упражнение
"В этом упражнении мы должны научиться обращаться с партнером, который говорит о своей злости, научиться понимать его, уточнять и вникать во все частности, с которыми связана, возможно, его злость. Вы должны попробовать распросить его о причинах и взаимосвязях, попробовать понять чувства партнера."
2.5.2 Пояснение правил игры
"Каждый сейчас должен рассказать другому о какой-либо проблеме, о злости и раздражении. Это может быть что-либо новенькое, но вы можете взять за основу и то, о чем вы уже говорили. Партнер должен постараться , пересказывая собственными словами и переспрашивая, понять чувства другого и сообщить о своих собственных чувствах."
2.5.3 Ход упражнения
- Определяют, кто начинает.
- А выражает злость.
- Б пытается переспрашивать, исходя из чувств А.
- А ...
- Б ... Диалог о злости А
- А ...
- Смена ролей.
2.5.4 Интервенции
а) Общие интервенции: см. 1.2.5 а) б) см. 2.3.4
б) дополнительно во время упражнения:
- чувство должно быть описано не в общих словах, как просто злость, а во всех деталях и ньюансах (например: разочарование, беспомощность и т.д.);
- следить за плоскостью содержания и плоскостью взаимоотношений;
- если это важно, объяснить разницу между чувствами и интерпретацией. дополнительно после упражнения:
- дифференцированное подкрепление с опорой на Правила коммуникации:"Восприятие и понимание чувств других"
2.6 Вспышка
См. 1.6
Если при выполнении упражнения злость кого-либо сильно задела, то здесь снова вспоминают это и обсуждают.
2.7 Домашнее задание
К следующему занятию снова нужно будет выполнить два задания:
- еще раз заполнить Протокол наблюдений (см. 1.7);
- провести часовую беседу друг с другом, в которой: в диалоге на тему последнего упражнения поговорить о злости каждого из партнеров;
- в той же форме, что и на прошлой неделе, обменяться позитивными наблюдениями (см. 1.7).