ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

Важнейшая задача занятия:

На этом занятии речь пойдет о том, чтобы осознать неприятные чувства по отношению к партнеру и соответствующим образом сообщить об этих чувствах. Одновременно будут тренироваться следующие способы реагирования на чувства партнера: понимание чувств партнера и выражение собственных чувств, вызванных высказываниями партнера.

Оборудование:

  • Магнитофон или диктофон, кассеты, микрофон.
  • Карточки для игры (10-15).
  • Правила коммуникации: Восприятие и понимание чувств других.

2.1 Обсуждение домашнего задания

Сначала спрашивают о том опыте, который был получен при выполнении домашнего задания и хвалят, если оно вообще было выполнено. Спрашивают о Протоколах наблюдений и говорят, что такой же бланк нужно будет заполнить и к следующему занятию.

Вкратце обсуждают организационные трудности (например, участники забыли о правилах коммуникаций) и определяют критические пункты, чтобы суметь устранить их в будущих упражнениях. На содержательных трудностях, по возможности, не останавливаются, а просто ссылаются на упражнение "Выражение злости". Если задание не было выполнено, то спрашивают, что конкретно помешало его выполнению и вместе с клиентами обдумывают, как можно устранить эти трудности. Ни в коем случае не начинают долгих дискуссий о смысле и цели домашнего задания. Упоминают только, что домашнее задание необходимо, поскольку тренинговое занятие очень непродолжительно. Трудности при выполнении домашнего задания должны быть устранены в принципе.

Если затруднения не устранены, то предлагают: "Попытайтесь сделать все еще раз точно также, как мы об этом говорили. Если что-то не будет получаться, то запомните точно, что именно, и мы поговорим об этом на следующем занятии."

2.2 Структура занятия

"На этом занятии речь пойдет о чувствах, однако, не о радости, а о чувстве гнева, злости.

Сначала мы будем тренироваться в восприятии и выражении злости. Во втором упражнении мы попробуем научиться, каким образом можно реагировать на чувства других. В последнем упражнении мы будем учиться вести разговор о чувствах партнера."

2.3 Коммуникационное упражнение: "Выражение злости 1"

Важной характеристикой социально компетентного поведения признается способность к адекватному выражению негативных чувств. В этом и последующих упражнениях вместо "Барьеров общения" тренер должен дать клиентам иные, более эффективные способы общения, способы поведения. Не только злость, но и любое другое негативное чувство, если мы заинтересованы в развитии личностных отношений с партнером, заслуживает того, чтобы быть выраженным в открытой форме. Открытое выражение негативных чувств имеет позитивные последствия, если чувство увязывается с конкретными образцами поведения партнера, если партнеру понятно, что конкретно в его поведении злит, раздражает, обижает значимого для него другого (Прим. переводчика).

2.3.1 Введение в упражнение

"В этом упражнении каждый участник сообщает другому об испытываемой им "злости", об образцах поведения партнера, которые в ходе последней недели доставили ему неприятные переживания. Для нас неважно, были ли это очень серьезные события или досадные мелочи."

2.3.2 Пояснение правил игры

"Выражая злость, нужно следить за следующими моментами:

Каждый партнер должен иметь возможность говорить о своей злости, то есть каждый должен разрешить другому говорить о своих чувствах (в том числе - и неприятных). Нужно уметь понять, что другой чем-то разозлен. Проявления злости всегда односторонни, что несправедливо по отношению к партнеру. Несмотря на это, конечно же, желательно говорить о своей злости, чтобы затем иметь возможность поговорить о ее причинах. Это лучше, чем пытаться скрыть свою злость, которая все равно рано или поздно даст о себе знать.

Упражнение проводится следующим образом: Партнер описывает образцы поведения, которые в ходе последней недели его разозлили; он описывает свою злость так подробно, насколько это только возможно. Другой внимательно слушает и затем повторяет услышанное. Первый подтверждает пересказ, и, если это необходимо, уточняет услышанное. Второй описывает чувства, которые у него вызвал рассказ о злости.

Попытайтесь, пожалуйста, использовать рекомендации Правил коммуникации "Выражение чувств"."

2.3.3 Ход упражнения

  • Определяют, кто начинает.
  • А выражает злость (по отношению к поведению партнера), Б слушает.
  • Б повторяет слова А, А внимательно слушает.
  • А подтверждает пересказ или уточняет его.
  • Б говорит о своих чувствах, вызванных словами А.
  • Смена ролей.

2.3.4 Интервенции

а) Общие интервенции: см. 1.1.5 а)

б) для этого упражнения: во время упражнения:

- если вообще не выражают никакой злости, то вспоминают о последних 14 днях или используют незаконченные предложения: "Иногда ты меня очень злишь тем, что ..."

"Одна вещь в тебе меня очень злит ..."

- важно также указать на различие между содержательными аспектами и плоскостью взаимоотношений (т.е., что говорится и как говорится).

- подкрепление и подсказки с использованием следующих правил:

- злость выражается как субъективно переживаемое чувство;

- злость выражается со своей точки зрения;

- не используются упреки и обвинения;

- описывается конкретное поведение, имеющее отношение к злости; никаких нападок на личность партнера;

- не нужно долгих извинений.

после упражнения:

- подвести итоги, еще раз сослаться на правила, прояснившиеся во время выполнения упражнения;

- дифференцированная и подробная обратная связь по поводу выполнения упражнения с использованием этих правил.

2.4 Коммуникационное упражнение: "Выражение злости 2"

2.4.1 Введение в упражнение

"В следующем упражнении речь опять пойдет о злости. Последовательность будет той же, что и в упражнении "Выражение радости", которое мы выполняли на прошлом занятии. В дополнение к этому нужно научиться способу обращения с партнером, выражающим злость."

2.4.2 Пояснение правил игры

Раздают Правила коммуникации: "Восприятие и понимание чувств других" (см.Прил. 4); дают возможность их прочитать.

Пояснение: "Часть правил, которые записаны на этом листке, мы уже использовали в предшествовавших упражнениях, например: "внимательно слушать" и "повторять своими словами". Здесь есть и совершенно новый пункт: "Замечать чувства"."

Поясняют, что под этим имеется в виду, - может быть, на примере этого занятия.

"Упражнение выполняется следующим образом: Каждый получает возможность около 5 минут говорить о своей злости по отношению к партнеру. Суть не в том, чтобы говорить очень много. Постарайтесь вернуться в мыслях к событиям прошлой недели.

Упражнение в целом нужно выполнять точно также, как мы выполняли упражнение "Выражение радости" на прошлом занятии. Для этого я снова дам вам игровые карточки" (Можно еще раз повторить инструкцию - см. п. 1.5)

2.4.3 Ход упражнения

  • Определяют, кто начинает.
  • А около 5 минут говорит о своей злости, Б слушает, дает игровые карточки.
  • Б повторяет слова А, А внимательно слушает и отдает карточки назад.
  • А подтверждает или уточняет пересказ.
  • Б выражает свои чувства по поводу слов А.
  • Смена ролей.

2.4.4 Интервенции

а) общие интервенции: см. п. 1.2.5 а) б) см. п. 2.3.4

б) дополнительно во время и после упражнения: - дифференцированное подкрепление выполнения Правил коммуникации: "Восприятие и понимание чувств других"

2.5 Коммуникационное упражнение: "Выражение злости III"

2.5.1 Введение в упражнение

"В этом упражнении мы должны научиться обращаться с партнером, который говорит о своей злости, научиться понимать его, уточнять и вникать во все частности, с которыми связана, возможно, его злость. Вы должны попробовать распросить его о причинах и взаимосвязях, попробовать понять чувства партнера."

2.5.2 Пояснение правил игры

"Каждый сейчас должен рассказать другому о какой-либо проблеме, о злости и раздражении. Это может быть что-либо новенькое, но вы можете взять за основу и то, о чем вы уже говорили. Партнер должен постараться , пересказывая собственными словами и переспрашивая, понять чувства другого и сообщить о своих собственных чувствах."

2.5.3 Ход упражнения

  • Определяют, кто начинает.
  • А выражает злость.
  • Б пытается переспрашивать, исходя из чувств А.
  • А ...
  • Б ... Диалог о злости А
  • А ...
  • Смена ролей.

2.5.4 Интервенции

а) Общие интервенции: см. 1.2.5 а) б) см. 2.3.4

б) дополнительно во время упражнения:

- чувство должно быть описано не в общих словах, как просто злость, а во всех деталях и ньюансах (например: разочарование, беспомощность и т.д.);

- следить за плоскостью содержания и плоскостью взаимоотношений;

- если это важно, объяснить разницу между чувствами и интерпретацией. дополнительно после упражнения:

- дифференцированное подкрепление с опорой на Правила коммуникации:"Восприятие и понимание чувств других"

2.6 Вспышка

См. 1.6

Если при выполнении упражнения злость кого-либо сильно задела, то здесь снова вспоминают это и обсуждают.

2.7 Домашнее задание

К следующему занятию снова нужно будет выполнить два задания:

- еще раз заполнить Протокол наблюдений (см. 1.7);

- провести часовую беседу друг с другом, в которой: в диалоге на тему последнего упражнения поговорить о злости каждого из партнеров;

- в той же форме, что и на прошлой неделе, обменяться позитивными наблюдениями (см. 1.7).