ПРИЛОЖЕНИЕ 6: Выражение злости и восприятие злости - несколько указаний по технике ведения разговора.

Тот, кто говорит:

Цель: Поделиться важными неприятными чувствами. Редукция возбуждения. Облегчение обсуждения проблемы.

1. Злость не нужно скрывать, она должна находить конгруэнтное выражение, агрессивных нападок не требуется.

2. Определенная некорректность взаимно допускается, но не принимается во внимание (редукция обиды).

3. Время обсуждения: С одной стороны, лучше - в тот же момент. С другой стороны: возможна также взаимная договоренность относительно желаемого момента для обсуждения конфликта.

4. Предварительно объективно описывают содержание проблемы.

5. Избегают чрезмерных извинений за испытываемые чувства.

6. Последовательность: Сначала точное выражение чувств , затем обоснование, сначала важнейшая информация, затем дополнительная информация.

7. Претензии к конкретному поведению, событиям, ошибкам понимания, а не вообще к личности партнера.

8. Избегают обобщений ( вообще, всегда, никогда и т.п.).

9. Прошлое и будущее оставляют в стороне.

10. Точное описание собственного восприятия ситуации, обстоятельств, слов, которые вызвали злость.

11. При этом признают право собеседника противопоставить этому собственное восприятие, желательно также исправлять ошибочное воcприятие источника, устранять недопонимание.

12. Устраняют возможные ошибки восприятия.

13. Проводят обсуждение проблемы, в котором, возможно, вместо злости, желаний, просьб, требований будут предложены новые решения конфликта в будущем.

Тот, кто слушает:

1. Перефразирование того, что говорит партнер (для обеспечения лучшего взаимопонимания).

2. Не допускается принижение значимости чувств или личности партнера!

3. Примите и поймите злость на основе услышанной информации.

4. Информацию всегда можно поставить под сомнение, если она противоречит собственной информации, восприятию.

5. Можно перенести разговор, можно перейти к мета-коммуникации или выражению собственной злости, если стиль партнера очень раздражает.

6. Самое важное: Показать, что вы принимаете партнера, но что сами имеете право на собственную точку зрения, которая может отличаться от его воззрений. Общая цель: Не выиграть в споре, а закончить спор и начать конструктивный разговор.