ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ

Важнейшая задача занятия:

На этом занятии речь пойдет о том, как научиться выражать свои желания по отношению к партнеру в форме желаний, касающихся его поведения. Мы постараемся описывать желаемое поведение конкретно и специфично.

Оборудование:

  • Магнитофон или диктофон, кассеты, микрофон.
  • Карточки для игры (10-15).
  • Правила коммуникаций: "Выражение желаний".
  • Перечень желаний (См. "Перечень моих желаний по отношению к моему партнеру").

3.1 Обсуждение домашнего задания

См. 2.1 3.2

3.2 Структура занятия

"На этом занятии мы будем тренироваться так говорить партнеру о своих желаниях, чтобы ему все стало ясно. Предусмотрено два упражнения, которые структурированы также, как и упражнения нашего второго занятия. В заключении некоторые желания будут сформулированы письменно. Они станут началом перечня желаний по отношению к партнеру, который каждый будет продолжать дома. Итак, речь сейчас пойдет не о том, возможно ли выполнение ваших желаний. Мы сначала лишь будем пытаться конкретно и специфично сообщить партнеру,какое его поведение нам было бы приятно видеть."

3.3 Коммуникационное упражнение: "Проявление желаний I"

3.3.1 Введение в упражнение

"В этом упражнении каждый сообщает каждому о двух своих желаниях."

3.3.2 Пояснение правил игры

"Упражнение проводится следующим образом: партнер А сообщает другому о двух своих желаниях; партнер внимательно слушает и в заключении повторяет его слова. Первый подтверждает или уточняет; второй переспрашивает, если что-то остаётся неясным."

3.3.3 Ход упражнения

  • Определяют, кто начинает.
  • А говорит о желаниях, Б слушает.
  • Б повторяет желания А в уточненной форме, А выслушивает.
  • А подтверждает пересказ и при необходимости уточняет.
  • Б при необходимости переспрашивает.
  • Смена ролей.

3.3.4 Интервенции

а) Общие интервенции: см. 1.2.5 а)

б) для этого упражнения:

во время выполнения упражнения психолог вмешивается:

- если партнеры не могут найти какое-либо желание: можно дать незаконченные предложения, например: "Вот та вещь, о которой я давно хотел сказать ..." - если к желанию примешивается сильная негативная критика, то требуют сначала прямо сказать о соответствующем чувстве таким образом, как это тренировалось на последнем занятии, а лишь затем сформулировать свое желание;

- если слушающий партнер сразу отвергает выраженное желание, то напоминают о том, что ему сначала нужно выслушать. после упражнения:

- исходя из Правил коммуникации "Выражение чувств" и "Принятие чувств других" разрабатывают правила "Выражение желаний" и на основе этих правил дифференцированно подкрепляют соответствующее поведение.

3.4 Коммуникационное упражнение: "Проявление желаний II"

3.4.1 Введение в упражнение

"Далее речь пойдет о формулировании желаний относительно поведения. По форме упражнение соответствует второму заданию последнего занятия и упражнению "Выражение радости".

3.4.2 Пояснение правил игры

Раздают Правила коммуникаций: "Выражение желаний" (см.Прил.VII) , дают возможность их прочесть и поясняют на примерах, желательно - на позитивных примерах предшествующих упражнений.

Пояснение: "Упражнение проводится следующим образом: Каждый в течение ок. 5 минут может говорить о своих желаниях относительно образцов поведения партнера. При этом вы даете друг другу игровые карточки, т.е. ход упражнения соответствует упражнениям предшествующих занятий (см., н-р, 1.5).

3.4.3 Ход упражнения

  • Определяют, кто начинает.
  • А ок. 5 мин. выражает желания, Б слушает, выдает игровые карточки.
  • Б повторяет слова А , А выслушивает, возвращает игровые карточки.
  • А подтверждает или уточняет.
  • Смена ролей.

3.4.4 Интервенции

а) Общие интервенции: см. 1.2.5 а)

б) cм. 3.3.4 б)

3.5 Заполнение листа желаний

Пояснение: Перечень желаний нужен для того, чтобы собрать материал, при помощи которого на следующем занятии будут тренироваться способы выполнения желаний партнера. Перечень желаний нужно заполнить дома, крайние столбцы понадобятся на следующем занятии. Каждый партнер под руководством терапевта должен записать в свой лист 3-4 желания. Это могут быть как желания, о которых говорилось во время занятия, так и совершенно новые желания. Эти желания должны формулироваться очень конкретно с учетом Правил. Помочь может указание на возможные сферы выполнения желаний: свободное время (один/вместе с партнером), ведение домашнего хозяйства, родственники, друзья, дети, сексуальность, выходные, отпуск и т.д.

3.6 Вспышка

см. 1.6

3.7 Домашнее задание

В дополнение к листу желаний к следующему занятию с использованием Правил коммуникации нужно провести часовую беседу относительно следующих вопросов:

- Чем партнер меня порадовал на прошлой неделе?

- Что меня разозлило?

- Какое поведение я хотел бы видеть вместо этого?