ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ

Важнейшая задача занятия:

"На этом занятии будут обсуждаться желания и устанавливаться конкретная договоренность. В особенности будут следить за тем, чтобы адекватно сообщить партнеру о своих желаниях, ранжировать желания по степени их важности и выполнимости, обсуждать возможность преодоления противоречий и достигать конкретных соглашений."

Оборудование:

  • Магнитофон или диктофон, кассеты, микрофон.
  • Правила коммуникаций: "Выполнять желания".
  • Соглашение о желаниях.
  • Бумага для черновиков.

4.1 Обсуждение домашнего задания

Спрашивают об опыте, полученном при выполнении домашнего задания, и хвалят, если оно вообще было выполнено.

4.2 Ссылки на структуру занятия

"На этом занятии нужно так поработать с легко выполнимыми, но важными желаниями, чтобы суметь достичь конкретного соглашения. Сначала вы должны подробно обсудить ваши желания и, руководствуясь определенными критериями, выбрать некоторые из этих желаний. Трудновыполнимые желания и конфликты интересов будут темой следующих занятий."

4.3 Коммуникационное упражнение: "Работа с перечнем желаний"

4.3.1 Введение в упражнение: "В этом упражнении каждый партнер сообщает другому о своих желаниях, записанных на прошедшей неделе."

4.3.2 Пояснение правил игры

"Упражнение проводится следующим образом: Партнер сообщает другому о всех желаниях, которые он записал на прошедшей неделе. Свой список желаний он использует лишь для напоминания. Свои же желания он формулирует заново и при этом старается соблюдать выработанные на последнем занятии правила коммуникации. Сначала партнер говорит о всех своих желаниях, у другого же следующая задача: сначала выслушать и, переспрашивая, помочь другому сформулировать свои желания.

4.3.3 Ход упражнения

  • Определяют, кто начинает.
  • А перечисляет свои желания, Б слушает, переспрашивает, если что-либо неясно.
  • Смена ролей.

4.3.4 Интервенции

а) Общие интервенции: см. 1.2.5 а)

б) для этого упражнения:

во время упражнения:

- если желания парадоксальны (например: будь спонтанным!) поясняют, почему это желание невыполнимо и просят заново его сформулировать,

- если слушающий очень плохо вербально и невербально реагирует на желания (например: все отрицает), то еще раз просят сначала выслушать желание и суметь его понять. Согласия еще никто не ждет.

4.4 Ранжирование желаний по важности и выполнимости

4.4.1 Введение в упражнение

"В этом упражнении каждый должен упорядочить свои желания по важности, а желания партнера - по выполнимости. В заключении по этим критериям нужно выбрать два желания, с которыми будут работать в последующих упражнениях."

4.4.2 Пояснение правил игры

"Каждый ранжирует желания партнера. Напротив желания, которое легче всего выполнить, в самой правой колонке листа желаний ставят цифру 1, второе по легкости выполнения желание получает цифру 2 и т.д. В случае, если несколько желаний должны быть обозначены как очень трудновыполнимые, в порядке исключения они могут быть оценены одной и той же цифрой. Наконец, загните этот столбец так, чтобы его не было видно и обменяйтесь листками. Затем каждый таким же образом ранжирует свои желания по степени их важности. Самые важные желания в левом столбце будут обозначены цифрой 1, второе по важности - 2 и т.д. Затем каждый отгибает правый столбец и из своего листа желаний выбирает два желания, с которыми будут работать в следующих упражнениях. Выбранные желания должны быть с одной стороны, важными, с другой - выполнимыми для партнера. Затем каждый сообщает другому о выбранных желаниях."

4.4.3 Ход упражнения

  • А ранжирует желания Б по выполнимости.
  • Б ранжирует желания А по выполнимости.
  • А ранжирует свои желания по степени важности.
  • Б ранжирует свои желания по степени важности.
  • А из перечня своих желаний выбирает два относительно важных, и, одновременно – легко выполнимых желания.
  • Б из перечня своих желаний выбирает два относительно важных, и, одновременно – легко выполнимых желания.
  • А сообщает Б о выбранных желаниях.
  • Б сообщает А о выбранных желаниях.

4.4.4 Интервенции

а) общие интервенции: не требуются

б) следят только за соблюдением правил

4.5 Коммуникационное упражнение: "Принимать и понимать желания"

4.5.1 Введение в упражнение

"В этом упражнении мы обсудим выбранные желания. Мы должны достичь единства, придти к согласию и при этом - принять во внимание интересы обоих партнеров."

4.5.2 Пояснение правил игры

Раздают Правила коммуникаций: "Выполнять желания" и дают возможность их прочесть. Правила вкратце обсуждают и отвечают на вопросы.

Пояснение: "Желания, которые вы выбрали из списка должны быть "обработаны" партнером. Сначала один говорит о своем желании и просит другого высказать свое мнение по этому поводу. Партнер объясняет какую часть этого списка легко, а какую трудно выполнить, описывает условия, которые могут облегчить выполнение этого желания. Он объясняет, с чем он ни в коем случае не может согласиться, предлагает что-либо свое. Партнер, который говорил о желании, высказывает свое мнение по поводу услышанного. Во второй части разговора желания другого прорабатываются подобным же образом."

4.5.3 Ход упражнения

Определяют, кто начинает.

А описывает свое желание.

Б поясняет, при каких условиях желание выполнимо.

А и Б дискутируют о возможностях и трудностях, которые возникают при выполнении желания.

А и Б устанавливают конкретное соглашение.

Смена ролей.

4.5.4 Интервенции

а) Общие интервенции: см. 1.2.5 а)

б) для этого упражнения:

во время упражнения:

- если можно предположить, что за желанием, о котором говорят, скрывается другое желание, то просят назвать именно это, скрытое желание. Можно дать стимул: "... Желание, о котором я до сих пор не отваживался сказать, состоит в том, что ..."

- может оказаться так, что партнеры будут противопоставлять друг другу свои позиции и не смогут прийти к соглашению. В этом случае нужно прервать разговор, сославшись на то, что техника конфликтного разговора будет тренироваться на следующем занятии;

- следят за тем, чтобы "честно" говорили о своих желаниях. Если можно предположить, что один из партнеров хочет отомстить за что-либо, или поддается, чтобы просто прекратить надоевший разговор, то настаивают на совершенно точных формулировках как желаний, так и условий их выполнения, чтобы оставить как можно меньше "лазеек";

- в случае нормативных проблем ("Я имею право на то, чтобы ты ...") возникает опасность затяжной дискуссии. Тогда вскрывают конфликт, на котором базируются эти заявления, потребности каждого, которые за ним стоят и указывают на то, что все это будет обсуждаться на следующем занятии;

- если партнерам не приходит на ум никаких возможностей решения спорных вопросов, то тренер сам предлагает что-либо.

после упражнения:

- проблемы, о которых говорилось, формулируют в качестве тем следующего занятия.

4.6 Письменное формулирование соглашения о желаниях

4.6.1 Введение в упражнение

"Достигнутое в предшествующем упражнении соглашение сейчас нужно занести в специальный формуляр" (см. "Соглашение о желаниях" - Прил.ХI) Если необходимо - тренер помогает.

4.6.2 Пояснение правил игры

Формуляры заполняются партнерами в 2х экземплярах - так что каждый получает по экземпляру. Письменная фиксация соглашения должна исключить недопонимание или уклонение от условий соглашения. Если же кто-либо почему-либо не выполнит желания партнера, то он обязан каким-либо другим образом доставить ему радость. Что именно он должен будет сделать в этом случае, должно быть уже сейчас определено и записано в заранее подготовленные формуляры.

4.6.3 Ход упражнения

Соглашение о желаниях заносится в формуляры.

4.6.4 Интервенции

а) Общие интервенции: см. 1.2.5 а)

б) для этого упражнения:

- следят за тем, чтобы соглашение формулировалось с максимальной точностью и с указанием всех условий

- побуждают к максимально конкретному описанию желаемых образцов поведения.

4.7 Вспышка

См. 1.6

4.8 Домашнее задание

К следующему занятию партнеры должны выполнить желания, записанные в соглашении о желаниях. Если это имеет смысл, то каждый партнер также может отмечать, как часто и какие желания партнера он выполнял. В зависимости от условий можно выбрать любую форму ведения протокола. За один или два дня перед следующим занятием должен быть проведен часовой разговор, в ходе которого оценят выполнение соглашения о желаниях. Нужно обсудить, что удалось и в чем возникли трудности. В результате этого разговора может возникнуть новое соглашение о желаниях. (Для этого раздают формуляры "Соглашение о желаниях").