ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Пояснение к регуляционной модели

На основе теории регуляции действий (Хакер и др., 1973) неуверенное, агрессивное и уверенное поведение поясняется с использованием трех таблиц. Названные классы поведения мы рассматриваем как комплексные образцы поведения, которые включают в себя  как произвольные, так и автоматизированные действия (операции). Цель наших тренинговых интервенций состоит в том, чтобы добиться осознания протекающих неосознанно операций (автоматизированных действий) и затем изменить их. Это происходит как с формальными характеристиками поведения, такими, как контакт глаз, громкость голоса, мимика, так и с само-вербализациями, которые тоже можно рассматривать как автоматизированные действия.

Регуляционную модель мы поясняем на примере неуверенного поведения. Начиная с неуверенного поведения, мы показываем, какое влияние имеет это поведение на партнера, на собственные оценки и на будущее поведение. Самое важное в неуверенном поведении - это когниции, которые возникают в связи с ним. Применительно к собственному поведению часто можно встретить следующие мысли: "Опять сплошные неудачи"; "Этого я вообще не должен был говорить". Ожидая от партнера определенного поведения, часто и ему приписывают ложные установки: "От него ничего не добьешься"; "Он просто не хочет меня слушать".

Эти когниции вызывают соответствующие чувства, такие, как неудовлетворенность, разочарование, страх и т.п. В физиологической плоскости эти чувства описываются как нервное возбуждение, дрожь, пот, сердцебиение, покраснение, что, в свою очередь, не может не заметить партнер.

Реакции социального партнера, в свою очередь, вновь когнитивно перерабатываются и затем закрепляются в качестве части образа себя, в утверждениях типа: "Я неудачник..." и подобных этому. Такие оценки становятся толчком к негативному чувству собственной (не-)ценности.

Такого рода долговременные последствия неуверенного поведения, в свою очередь, определяют неуверенность поведения в будущих социальных ситуациях.

Из этой схемы регуляции поведения должно стать ясно, что любая форма неуверенного поведения подкрепляет сама себя.

В дальнейшем в дискуссии по поводу регуляционной модели нужно выяснить, каким образом можно разорвать этот "замкнутый круг" и сформировать уверенное поведение.

Предлагают в большинстве случаев фразы, стимулирующие поведение  или тренировку, ликвидирующую поведенческий дефицит.