Материалы:
- карточки
- бланки домашнего задания
В центре внимания первого занятия стояли теоретические рассуждения об уверенном поведении. На этом тренинговом занятии будут прорабатываться отдельные аспекты уверенного поведения, такие, как, например, контакт глаз, выражение чувств. Содержательный контекст, в котором будут тренироваться эти компоненты уверенности, определят сами клиенты. Тренер, таким образом, не навязывает конкретных проблемных ситуаций, но скорее каждый клиент сам выбирает свою собственную сферу жизни, в которой он хотел бы научиться уверенности, т.е. тренинг базируется на индивидуальных условиях жизни каждого конкретного клиента.
Практическая тренировка тех или иных образцов уверенного поведения происходит в ролевой игре. Эти первые индивидуальные ролевые игры должны опираться на обсуждение ситуаций домашнего задания. Отдельные аспекты уверенности, которые не были осуществлены в реальной ситуации домашнего задания, с помощью тренера и других участников тренинговой группы переносятся в ролевую игру и несколько раз тренируются, пока клиент не достигнет требуемой компетентности действий.
Координатор: вкратце описывает клиентам структуру этого занятия.
2.1 Обсуждение домашнего задания.
В группе, не превышающей 10 человек, имеет смысл проводить обсуждение на пленуме. В этом случае все получают возможность научиться чему-либо, знакомясь с попытками решения проблемной ситуации, предпринятыми другими клиентами (обучение на моделях, А. Бандура, 1969)
2.1.1 Работа с карточками.
Обсуждение домашнего задания с использованием карточек нужно для того, чтобы зафиксировать отдельные аспекты тренируемого уверенного поведения. Позже они будут конкретизированы клиентами применительно к их индивидуальным проблемам, к конкретным тренировочным ситуациям. Такого рода аспектами тренировки может быть, например, следующее: "В чем состоит прогресс в моем поведении..."; "Как я использовал мою стимульную фразу...", или "за чем я должен особенно следить в будущем..." (другие примеры - см. приложение).
Карточки помогают участникам группы сфокусировать свое внимание на отдельных компонентах уверенности, и предложения на карточках должны быть, по возможности, написаны таким образом, чтобы любой участник мог работать с любой карточкой.
Клиенты рассказывают о выполненных ими на прошлой неделе заданиях с точки зрения написанных на карточках предложений. Карточки на этом первом занятии раздаются особым образом - протоколант прошлого занятия, раздавая карточки, следит за тем, чтобы не задеть слишком сильно кого-либо из участников. Для этого он привлекает свои записи и наблюдения, сделанные на предшествующем занятии. Очень неуверенный и заторможенный клиент не должен, например, получить тему "Прогресс в моем поведении", потому что это может оказать на него сильное негативное давление. На следующем занятии клиент должен получить другую карточку, чтобы он не был вынужден каждый раз сообщать об одном и том же. Поскольку карточки возвращаются, то имеет смысл на оборотной стороне карточки записывать имена клиентов, которые ее уже однажды получали.
Терапевт (передает карточку первому клиенту): "Расскажи, пожалуйста, о твоем домашнем задании с точки зрения записанной на карточке темы".
(Нельзя обращаться сразу к самому заторможенному, однако, его нельзя также заставлять слишком долго ждать.)
2.1.2 Переформулирование негативных утверждений.
В целях позитивного переструктурирования, и учитывая то, какое значение имеет самовербализация для регуляции поведения, нужно строго следить за тем, чтобы негативные оценки, которые участники могут давать сами себе и своему поведению, не оставались без внимания.
При обсуждении довольно часто говорят о том, насколько сильное влияние на поведение оказывает самовербализация (на первом занятии уже обсуждались стимулирующие и блокирующие самовербализации). Чтобы в будущем избежать блокирования активности, нужно суметь переформулировать соответствующие негативные, блокирующие самовербализации в позитивные стимулы действий. Это переформулирование с помощью тренера и группы должен осуществлять сам клиент - автор негативной формулировки. Важно, чтобы переформулирование было по возможности конкретным и специфичным и ориентировалось на условия жизни конкретного клиента, т.е. чтобы он сам видел реальную возможность осуществления этой формулировки. В случае общих, неконкретных формулировок типа "Я с этим справлюсь" возникает опасность, что такая самовербализация не окажет реального воздействия на когниции клиента.
Терапевт: дает пример такого побуждающего переформулирования: Вместо "Я не смотрел на другого" можно сказать так: "В будущем я должен следить за контактом глаз".
Протоколант записывает компоненты ситуации или поведения, которые не удались клиентам при выполнении домашнего задания - эти компоненты позже будут тренироваться в ролевой игре.
2.2 Ролевые игры.
Ролевые игры с участниками проводятся в подгруппах, поскольку при меньшем количестве наблюдателей для каждого возникает больше возможностей для изменения поведения и для интенсивной и дифференцированной обратной связи. Содержание ролевых игр вытекает из образцов поведения, которые в достаточной степени еще не были осуществлены клиентами. Сначала еще раз определяют, какая часть клиентов и в какой форме должна тренироваться дальше. Это должно происходить в форме совершенно конкретных требований к поведению, которые каждый клиент выдвигает сам себе. Для ролевых игр используют ситуации домашнего задания. Эти ситуации могут быть изменены так, чтобы для тренировки создавался новый ситуационный контекст.
Для каждого клиента с использованием заметок протоколанта и при поддержке группы отбирается подходящая ролевая игра, и она затем, возможно, несколько раз, разыгрывается.
2.3 Возврат к принципам уверенного поведения.
Для этой теоретической части занятия нужно опять собрать группу на пленум. Возврат к принципам, обсуждавшимся на прошлом занятии целесообразен и даже необходим потому, что подчеркиваемые и выделяемые на этом втором занятии отдельные аспекты уверенного поведения должны быть снова интегрированы в общий контекст уверенного поведения. Этот общий контекст можно еще раз обсудить с привлечением опыта, полученного при выполнении домашнего задания. Таким образом, теоретические соображения относительно уверенного поведения увязываются с индивидуальными переживаниями каждого конкретного клиента.
Терапевт : "Что с вами происходило, когда вы в ваших ролевых играх и при выполнении домашнего задания следили за отдельными компонентами уверенности (н-р, использовали местоимения "Я")?"
"Вернемся теперь от отдельных компонентов к общему контексту. Какой вес имеют для вас отдельные компоненты в общем объеме уверенного поведения, к которому мы стремимся?" (Этот вопрос облегчает индивидуальную постановку целей и структурирование задач)
2.4 Домашнее задание
Для обсуждения домашнего задания вновь формируют подгруппы. В них каждый клиент может подробно обсудить с одним из тренеров последующие цели тренинга и сферы тренировки.
Каждый участник ищет две специфические тренировочные ситуации, в которых он мог бы использовать свою стимульную фразу и специально тренировать выбранный им компонент уверенности. Если предшествующие тренировочные ситуации прошли очень неэффективно, то существует возможность модифицировать их, и сформулировать заново в качестве домашнего задания.
Терапевт: следит за тем, чтобы соблюдался принцип постепенности при формулировании новых тренировочных ситуаций: это второе домашнее задание не должно быть слишком большим "скачком" в смысле трудности по сравнению с заданием первого занятия. Каждый клиент подробно записывает свою тренировочную ситуацию на бланке домашнего задания.