ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ

Материалы:

  • cокращенная форма теста Якубовской (рассогласующиеся ситуации)
  • доска
  • мел
  • карточки
  • бланки домашнего задания

Этот блок тренинга содержательно подразделяется на две фазы и должен помочь в анализе собственного поведения с использованием регуляционной модели.

Цель состоит в том, чтобы понять сложные взаимовлияния собственного поведения и условий окружения. При этом нужно подчеркивать долговременное влияние тех или иных классов поведения.

В первой части занятия на вымышленном примере поясняются и поэтапно заносятся на доску или плакат функциональные взаимосвязи поведения и окружения.

Во второй части в разработанную модель органично включают проблемные ситуации клиентов. На этой фазе поведение каждого обсуждается с учетом его связей с когнициями и чувствами, учитывается влияние собственного поведения на поведение партнера.

Исходя из такой логики построения занятия обсуждение домашнего задания проводят в конце работы. В этом обсуждении клиенты используют теоретические соображения относительно названных взаимосвязей.

4.1 Объяснение условных взаимосвязей.

Для объяснения условных взаимосвязей используют заново составленный перечень ситуаций из теста Якубовской. Эта сокращенная форма теста составляется из ситуаций, по которым на первом занятии было отмечено расхождение собственных оценок и ключа к тесту. Каждый клиент заново оценивает ситуации по трем категориям ("уверенное", "неуверенное" и "агрессивное" поведение). Одновременно собирают примеры утверждений этих трех классов поведения, чтобы затем использовать их для анализа условных взаимосвязей.

Перед началом занятия клиентам раздают для новой оценки ситуации из теста Якубовской. Каждый клиент записывает свою оценку ситуаций. ("Делайте это спонтанно, без долгого обдумывания") и сравнивает затем свои оценки с ключом. Клиенты могут увидеть, насколько их оценка ситуации согласуется с мнением экспертов.

4.2 Теоретическая проработка регуляционной модели.

Регуляционная модель долговременного влияния уверенного, неуверенного и агрессивного поведения, составленная на основе теории коммуникации (Ватцлавик, Мандель и др.), поясняется с использованием заранее подготовленных плакатов. Три возможности влияния поясняются затем на примерах.

Один из терапевтов на пленуме описывает базовую модель. Параллельно с рассказом на доске рисуют таблицу, в которой обозначают отдельные компоненты регуляционной модели. Клиенты могут записывать модель в своих рабочих папках. Затем эта базовая модель с применением трех конкретных примеров используется для иллюстрации трех классов поведения.

4.3 Практическая проработка регуляционной модели.

Эта практическая проработка осуществляется исходя из конкретных условий жизни клиентов. Один из участников группы сначала вкратце описывает ситуацию, в которой, как он считает, он вел себя не должным образом. Его просят также сообщить о реакциях его партнера и о влиянии поведения партнера на его собственные мысли и чувства. Описанная ситуация обрабатывается группой с использованием регуляционной модели и записывается на доске.

Описываемые клиентами отдельные аспекты ситуации подразделяются на компоненты, соответствующие регуляционной модели;

новые строчки записываются под уже имеющимися.

(На этом шаге требуется интенсивная помощь и поддержка терапевтов).

4.4 Определение индивидуальных проблемных ситуаций.

В подгруппах и при поддержке группы и терапевтов каждый клиент выбирает особенно важную для него проблемную ситуацию. Эти ситуации дома должны быть детально проанализированы с использованием заданной структуры (см. приложение). Исходя из этого анализа каждый клиент должен продумать и детально записать альтернативное поведение (см. Альберти, Эммонс, глава 4, шаг 7). Анализ проблемной ситуации и запланированное альтернативное поведение каждый должен выполнить письменно.

Регуляционная модель, которую клиенты записали в своих рабочих папках (шаг 4.2) служит основой для письменного анализа проблемных ситуаций дома.

В заключении этого блока тренинга каждый клиент должен иметь возможность сообщить о трудностях с выполнением домашнего задания на предыдущей неделе, а также обсудить изменения в поведении.