ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ

Материалы :

  • бланки домашних заданий
  • плакат с регуляционной моделью

Это занятие большей частью включает работу с проблемными ситуациями, теоретически уже проработанными в предшествующих домашних заданиях.

Цель состоит в том, чтобы в ролевой игре и дискуссии так проработать запланированное клиентами альтернативное поведение, чтобы каждый участник смог найти эти ситуации в реальности к шестому и последнему занятию.

Ранее проработанные принципы уверенного поведения нужно суметь применить и в этих, часто сильно эмоционально окрашенных, ситуациях.

Координатор: вкратце описывает клиентам структуру этого занятия.

5.1 Обсуждение домашнего задания.

При группе до 10 человек обсуждение проводится на пленуме, чтобы клиенты получили лучшие навыки анализа сложных ситуаций. Одновременно клиенты получают возможность ознакомиться с другими способами преодоления проблем - представленными в альтернативных способах поведения.

5.1.1 Описание проблемной ситуации.

По очереди клиенты рассказывают о своих проблемных ситуациях. Помочь им в этом может регуляционная модель. Описание ситуации должно быть достаточно кратким. Самым важным здесь является точное определение уровня сложности отдельных частей ситуации, описание собственных неудач здесь не столь важно. Каждый клиент подразделяет проблемную ситуацию на отдельные модельные компоненты. Это делается для того, чтобы выяснить, в каком блоке регуляционной модели для каждого возникают особенные трудности. В этом "нехорошем" месте при обсуждении нужно помочь найти особенно хорошую альтернативу.

5.1.2 Описание альтернативного поведения.

В заключении каждый клиент описывает теоретически проработанное им дома возможности реагирования в своей проблемной ситуации. Члены группы и терапевты - если это необходимо - помогают переформулировать описываемые образцы поведения в направлении большей "конкретности", специфичности, адекватности и выполнимости.

Протоколант параллельно с обсуждением записывает названное целевое поведение на карточках (эти записи используются в п.5.2 при оформлении ролевых игр.)

5.2 Ролевые игры.

Ролевые игры проводятся в подгруппах - так возникает больше возможностей для индивидуального формирования поведения.

В этих ролевых играх терапевт берет на себя роль партнера по интеракциям. Таким образом все члены группы должны концентрироваться на роли "уверенного". Тренер в роли партнера по интеракциям получает дополнительную возможность последовательного формирования запланированного альтернативного поведения клиентов. Формирование альтернативного поведения клиентов должно продолжаться до тех пор, пока клиент так не овладеет требуемым навыком поведения, чтобы он был в состоянии использовать его в реальной ситуации.

Члены группы побуждаются к интенсивной обратной связи в смысле подкрепления формируемого поведения.

Ролевая игра повторяется до тех пор, пока клиент как минимум дважды не реализует тренируемое поведение с равной эффективностью в вербальной и невербальной плоскости.

Члены группы подкрепляют каждый успешно реализованный компонент поведения. Терапевт тотчас же пресекает любую негативную обратную связь от группы.

5.3 Домашнее задание.

Тренируемые в ролевых играх образцы поведения становятся для участников домашним заданием на следующую неделю. Поскольку эти ситуации имеют довольно высокий уровень сложности, клиентов нужно подготовить к возможной неудаче. Нужно напомнить, что успехом является уже сама попытка использовать уверенное поведение, и ее нужно закреплять позитивным само-подкреплением, даже если в первый раз эта попытка не приведет к окончательному положительному результату. Далее, при неожиданном нежелательном развитии ситуации клиентам советуют использовать следующую стратегию:

- оставаться спокойным;

- глубоко вздохнуть;

- продолжать дальше со словами: "Несмотря на это, я попробую еще раз".

В бланк домашнего задания ситуация записывается максимально подробно и конкретно.